Путешествуя по просторам Инета, мы чуть ли не ежеминутно получаем на свои винты (винчестеры) идентификационные метки – маркеры Cookie (в народе их называют «кукишами»). По командам от посещаемых Web-узлов нам их расставляет собственный броузер.
Это вполне легальная операция, так как в соответствии с сетевым протоколом HTTP предусмотрена возможность запроса со стороны Web-сервера к броузеру на поставку пакета данных с некими параметрами. Создающиеся тем самым маркеры помещаются в оперативную память. При последующем обращении к тому же серверу броузер предъявляет ему соответствующий маркер, что позволяет Web-узлу представлять страницы юзеру в том виде, который им выбран в последнее посещение.
Во многих случаях такая функция маркеров cookie не только удобна, но и необходима при использовании ряда Web-сервисов, например при посещении электронных магазинов. В противном случае сервер знал бы, какой товар мы выбрали только на текущей странице. Все покупки, сделанные на других страницах, исчезали бы из его памяти.
Маркеры Cookie делятся на временные и постоянные. Первые хранятся только в оперативной памяти. Вторые записываются на винт по окончании работы броузера. Можно смело сказать, что практически не существуют случаев, когда нельзя было бы ограничиться временными маркерами. Однако на практике такой джентльменский подход – редкость. Серверы, корректно использующие маркеры Cookie, встречаются не намного чаще, чем уссурийские тигры. Практически все Web-узлы злоупотребляют постоянными маркерами и ставят их без особой необходимости.
На первый взгляд, маркеры Cookie никакой опасности не представляют. Всё равно каждый сервер может прочитать из них только то, что сам же когда-то и поставил. В прошлом, когда эти маркеры были придуманы, так и было, но сегодня ситуация иная. В мире имеется множество серверов, которые мы никогда не посещаем, но общение, с которыми идёт почти непрерывно. Я имею в виду рекламные, баннерные и другие подобные системы. Они расставляют свои активные компоненты по всему Web-пространству, и куда бы ты не пришел, ты получаешь от них маркеры. Далее все просто – ты уже под колпаком. Твоя навигация по Web-пространству уже не является тайной для владельцев рекламных систем. На каждой Web-странице ты получаешь от них метку и несёшь её дальше.
В итоге о каждом пользователе Интернета накапливается определённая, подчас весьма ценная информация. Использовать её можно в чисто коммерческих целях. Можно, например, частому посетителю сайтов туристических фирм выслать рекламу одной из них. А можно поступить наоборот и предложить (не бескорыстно) туристической фирме список сайтов, которые нередко посещают его потенциальные клиенты. Тогда он сможет свернуть свою рекламу в одних местах и расширить в других. Рекламные системы способны составлять профили на людей и на фирмы. Опытный маркетолог заплатит немалые деньги за данные, собранные таким способом. Проанализировав их, он найдет множество решений, как повысить доходы и снизить расходы своей компании.
Но собранную информацию можно использовать и в преступных целях. Легко понять, что если авторитетный политик имеет привычку посещать сайты для лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, то рано или поздно это закончится для него шантажом или давлением. Нам, конечно, его судьба безразлична, но нам совсем не безразлично, что работать он будет не на благо избирателей и своей страны, а на благо тех, кто собрал о нем информацию.
Вывод напрашивается сам собой – в большинстве случаях надо блокировать приём и передачу маркеров Cookie!!!
|